Представьте, что ваш ребенок плохо себя ведет. Не слушается, капризничает, обижается. Такое иногда встречается - даже с нашими чудесными детьми. И вам, конечно, это не нравится. Вы понимаете, нужно что-то делать.
Какой вопрос вы задаете себе, столкнувшись с плохим поведением ребенка? Типичная реакция многих родителей - что мне нужно сделать, чтобы этого не повторилось. Как отучить, как запретить, как наказать, как исправить? Похоже? А теперь внимание! Правильный вопрос - что нужно моему ребенку?
Наши поступки всегда имеют причину. А причины - внутренние мотивы и потребности, без них мы бы и с дивана не вставали. Но не получается. Возникает потребность, дефицит чего-то, нужда. Чем сильнее потребность, тем быстрее мы встаем с дивана, и начинаем действовать.
К, сожалению, наша активность далеко не всегда целенаправленна.Попросту говоря, мы не всегда знаем, как удовлетворить собственные потребности. Или знаем, но не хотим рисковать. Например, сколько раз вас поднимала с дивана глубинная неудовлетворенность жизнью. И куда вы направлялись? Правильно, к холодильнику, зажевать что-нибудь вкусненькое, и опять возвращались к дивану.
Или, скажем, нужно бы выяснить отношения с несправедливым начальником-тираном. Конечно, логичнее бы пойти непосредственно к нему, но проще, оказывается, дойти до ближайшего родственника, и выяснить, почему он и сам живет неправильно, и вам жизнь отравляет. Конечно, проблема с начальником не решится, но душу отведете. Что, в общем-то, и требовалось.
Иногда можно умудриться и не вставать с дивана. А, например, чтобы отвертеться от неприятного дела, просто не вставать и все. Заболеть. Таким способом вообще можно сразу удовлетворить много потребностей - в отдыхе, заботе близких, избегания ответственности и собственной значимости, наконец. Они меня обидели. Пусть теперь ужин готовят сами, а я не то что вставать, я разговаривать с ними не буду. Максимум результата, при минимуме энергозатрат.
Конечно, ни один из перечисленных способов нельзя отнести к разумным и целенаправленным. Но кто вам сказал, что наше поведение диктуется рациональностью и здравым смыслом? И это мы говорим о взрослых, умных людях, которые не раз действительно справлялись с проблемой, находили способы преодоления, способы выстраивать причинно следственные связи.
И то, видите, что происходит - детский сад какой-то. Вот-вот, мы, вполне обоснованно, называем нелогичное, неконструктивное поведение детским, инфантильным. Ведь в детстве мы еще не способны осознать свои трудности и найти правильные способы их преодоления.
Тревожась, например, о маминой любви можем быть очень послушными, а можем разбить ее любимую вазу. Странный способ, чтобы заявить о своей потребности любви? Да нет, обычный, детский, да и почему, собственно, детский - человеческий. Например, одна женщина разбила любимую машину мужа, усомнившись в его любви.
Так что подождите с дисциплинарными мерами. Ответьте сначала на вопрос - что нужно моему ребенку?