1
месяц. Ребёнок реагирует на
звук, затихает на руках, фиксирует взгляд на кольце. Поднимает
подбородок, лёжа на животе. 2 месяца. Ребёнок спокойно бодрствует, подолгу рассматривает
висящие над ним игрушки, следит за кольцом горизонтально и вертикально,
улыбается, когда с ним разговаривают, начинает держать или хорошо
держит головку, приподнимает грудь. 3 месяца. Ребёнок начинает гулить (гласные звуки), на
обращенную к нему речь отвечает улыбкой, оживлёнными движениями рук и
ног, следит за кольцом по кругу, горизонтально и вертикально. В
положении на животе держится на предплечьях, приподнимается на
предплечьях. 4 месяца. Громко смеётся, по звуку определяет местонахождение
предмета, издающего звук, подолгу занимается висящими над кроваткой
игрушками. Держится на кистях в положении на животе. Манипулирует
кистями. Переворачивается с живота на спину, со спины на
живот. 5 месяцев. Подолгу гулит, поворачивается в сторону звонка, говорит
«Агу», дразнит, узнаёт близких ему лиц, различает интонацию, с которой
к нему обращаются. Движения его рук чёткие, он берёт погремушку и долго
держит её в руке. Тянет кольцо вниз. Перемещает объекты. Сидит с
поддержкой. 6 месяцев. Лепечет (начинает произносить отдельные слова «ма»,
«ба», «да» и др.). свободно сам берёт игрушку и подолгу с ней играет.
Поднимает чашку. При виде подносимой пищи сам открывает рот, хорошо ест
с ложечки. Сидит без поддержки. 7 месяцев. Ориентируется на звонок сверху вниз и в
направлении вверх. Подолгу лежит, играя погремушкой, стучит, размахивая
ею. Хорошо ползает, стоит, держась за барьер. 8
месяцев. Громко повторно
произносит различные слоги, ищет и находит глазами предметы, когда их
называют. Выполняет по просьбе движения «ладушки». Игрушками
постукивает, рассматривает их. Сам садится, сидит, ложится.
Придерживаясь руками за барьер, сам встаёт, стоит и переступает вдоль
барьера. 9 месяцев. Отвечает на заигрывание «догоню, догоню», играет в
прятки, выполняет по просьбе взрослых некоторые движения – «дай ручку»,
«до свидания», и прочее. С разными игрушками и предметами занимается
по-разному.Свободно ходит, слегка придерживаясь за предметы, хорошо
ходит при поддержке за обе ручки, ходит за каталкой. 10
месяцев. Знает название
некоторых предметов и имена людей, повторяет за взрослыми разнообразные
звуки и слоги. Понимает слово «нет». Подтягивается, чтобы
встать. 11 месяцев. Выполняет несложные поручения, сосредоточенно играет;
накладывает один предмет на другой, снимает и надевает кольцо и др.
Самостоятельно без поддержки стоит, ползает, путешествуя. Ходит при
незначительной помощи взрослых. 12-13
месяцев. Произносит первые
осмысленные слова: мама, папа, дай и др. Начинает самостоятельно
ходить, пить из чашки. Пытается провести линию на бумаге.
Ходит.